Буддизм проник в Китай из Индии по Шелковому пути. Первоначально китайцы видели в нем лишь одно из проявлений всесилья богов. В III—VI вв. буддизм получил широкое распространение. В то врелія Китай переживал период раздробленности и междоусобной смуты, народ бедствовал, среди просвещенного чиновничества «дафу» популярным стало увлечение метафизикой. Кое-кто обнаружил сходство буддизма с ме-
шафизическими представлениями, что способствовало быстрому распространению буддийского влияния. При поддержке правящих кругов в эпоху Южных и Северных династий повсеместно были созданы буддийские монастыри, которые наряду с культовой деятельностью занимались обработкой земли. Появилось монастырское землепользование. Кроме того, были созданы буддийские школы, занимавшиеся изучением буддийских канонов.http://ceoec.ru/
Статуя Шакьямуни в храме Чжэньгосы в Пинъяо (пров. Шаньси)
Кульминационный период в развитии буддизма приходится на династии Суй и Тан. Правительство не только гарантировало свободу религиозных отправлений буддистов, но и поощряло посылку монахов в Индию для изучения буддизма.
Танский монах Сюаньцзан, несмотря на трудности пути, совершил паломничество в Индию, где в течение 10 лет изучал буддийские каноны, пока не достиг высокой святости. Он привез с собой в Китай около 650 буддийских книг на санскрите и посвятил много лет переводу их на китайский язык. Все это явилось большим вкладом в распространение буддизма в Китае. Направление, основанное Сюаньцзаном, получило название «Школа Фа — сян» («Фасянцзун»). Предание о паломничестве
Статуя бодхисатвы Статуя Будды
в Дацзуских пещерах в Майцзишаньских пещерах
(пров. Сычуань) (пров. Ганьсу). Династия Тан
Сюанъцзана в Индию получило широкое распространение в народе, на его основе был создан роман «Путешествие на Запад».
Аля того чтобы утвердиться на китайской земле, буддийские проповедники включали в свои проповеди элементы конфуцианства, старались вписать в китайскую реальность уход от мира (в монахи) и возврат в мир, увязать друг с другом буддийские предписания с правительственными законами, буддийский устав с привычными китайцам устоями этики. Таким образом появились «китаизированные» буддийские направления и школы — «Тяньтайцзун», «Фасянцзун» и др. В начале танского правления появилась школа китайского буддизма «Чаньцзун», вскоре занявшая господствующее место среди других школ. Приверженцы направления «чань» считали, что вера — это личное дело верующего, состояние его души.
Она не нуждается в письменных обязательствах и пропаганде. Нужно, чтобы человек обладал, бл агонравием, тогда в конечном итоге он достигнет святости. Поэтому церемонии религиозных отправлений «чань» отличались простотой, не требовалось Павильон священных канонов заучивания наизусть
в храме Туйюанъсы священных текстов,
в Ухане (пров. Хубэй) периодических испо
ведей и покаяний.
Скульптура основателя тибетского буддизма Ц:юнхавы
В VII в. буддизм проник в Тибет, где на протяжении длительного периода соперничал с местной религией. В итоге буддизм под названием ламаизм занял господствующее положение. Юаньский император Хуби — лай (1215—
1294 гг.) возвел тибетского правителя Пакпа в сан «наставника» китайского
императора. В Тибете началось становление теократи-
ческого правления. В XV в. тибетский монах Цзон — хава (1357—1419 гг.) основал секту желтошапоч — ников «гэлугпа», которая постепенно стала главенствующей сектой Тибета. Аамаизм до сих пор остается главной религией тибетцев не только в Тибете, но и других местах их компактного проживания (в Сычуани, Цинхае), а также монголов Внутренней Монголии.